- МОЛЬЕР
МОЛЬЕ́Р (Molière) (наст. имя Жан Батист Поклен, Poquelin) (162273), французский драматург, актер, театр. деятель. Комедии: в стихах «Шалый, или Всё невпопад» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная размолвка» (пост. 1656, изд. 1663), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (пост. и изд. 1660), «Дон Гарсия Наваррский» (пост. 1661, изд. 1682), «Урок мужьям» (1661), «Урок женам» (пост. 1662, изд. 1663), «Ученые женщины» (1672); в прозе «Смешные жеманницы» (пост. 1659, изд. 1660), «Критика школы жен» (1663), «Версальский экспромт» (пост. 1663, изд. 1682), «Тартюф, или Обманщик» (пост. 1664, изд. 1669), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665, изд. 1683), «Мизантроп» (пост. 1666, изд. 1667), «Лекарь поневоле» (1666), «Жорж Данден, или Одураченный муж» (пост. 1668, изд. 1669), «Брак поневоле» (1668), «Скупой» (пост. 1668, изд. 1669), «Плутни Скапена» (1671). Серия комедий-балетов (6. ч. предназначенных для пост. во время придворных празднеств) «Докучные» (1661), «Принцесса Элиды» (1664), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целительница» (1666), «Сицилианец, или Любовь-живописец» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (пост. 1670, изд. 1671), «Блистательные любовники» (1670), «Мнимый больной» (пост. 1673, нзд. 1674) и др. Трагедия-балет «Психея» (1671, совм. с П. Корнелем). В России пьесы М. переводятся и ставятся с нач. 18 в.
■ Полн. собр. соч., т. 12, СПБ, 191213; Собр. соч., т. 14; Собр. соч., т. 12, М., 1957; Комедии, М., 1954; Комедии, М., 1972.
● Бояджиев Г. Н., Мольер. Историч. пути формирования жанра высокой комедии, М., 1967; Бордонов Ж., Мольер, пер. с франц., М., 1983; Jurgens M., Maxfield-Miller E., Cent ans de recherches sur Molière, [P.], 1963; Eustis Al., Molière as irotiic contemplator, The Hague, 1973 (лит.).
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.